Мавлид

В наше время часто можно услышать, что мавлид есть запрещенное дело в нашей религии. И с такими необдуманными заявлениями выступают зачастую необразованные или радикалы, видящие религию только лишь с позиций своих представлений. Это – глубокое заблуждение, так как собственное мнение, позиция ценна, если она соотносится с религией. Иное – уже путь обмана.
От такой части молодежи можно услышать, что «Мавлид – это новшество, и его не было во времена асхабов». Своё мнение они пытаются подкрепить следующими хадисами:

«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто». Или: «Каждое нововведение – заблуждение».
Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, формируют у людей, не имеющих религиозных знаний, однобокое представление. И в данном случае – популярная тема «очищения Ислама» становится еще ярче в представлениях незнающих, ведомые в свою очередь упорствующими в своём заблуждении. Получается порочная цепочка невежества в конце концов.

Приведём некоторые факты в подтверждение дозволенности мавлида:

Имам Навави аш-Шафии по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные» («Шарх сахихи-ль-Муслим»).

Хафиз ибн Раджаб Ханбали в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке» («Шарх сахих аль-Бухари»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…» (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатхьуль-Бари», том 4, стр. 298).

Например, есть общее указание Пророка соллоЛлохIу IалайхIу ва салам на зикр, дуIа, любое иное благодеяние, что в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк, соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, не ограничил их временем или местом.

Аль-Байхаки передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми» («Манакъибу Шафии»).

Ибн Хаджар аль-Хайтами: «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии» («Фатхьуль-Мубин»).

И даже ибн Таймия разделял понятие «новшество». Этот именно тот улем, которого в качестве обновленца религии выставляют современные неразумные молодые люди! Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль Iакли ва накъли» пишет: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют».  Получается, что он, фактически, подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов.

Но критики не унимаются. Они в качестве довода оппоненты приводят изречение имама Малика сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад, соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-ИIтисам»). Его слова следует понимать правильно. Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан Пророком ﷺ, и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны Пророка ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакъибу Шафии»).

Далее, приведём некоторые высказывания улемов маликитского мазхаба:

Имам аль-Карафи Малики: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурукъ).

Имам ибну Абдиль Бар хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара – «Как же прекрасно это новшество!», то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».

Прояснив вопрос касательно темы новшеств в Исламе, следует подойти непосредственно к теме мавлида:
Шейх Абу Шамат, учитель имама Навави, сказал: «Из прекрасного, что появилось в наше время, – то, что происходит ежегодно в день рождения Пророка, соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, – проявление радости, блага, пожертвования, признак любви и возвеличивания Пророка соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, выявление благодарности Всевышнему за то, что нам даровал Пророка соллоЛлохIу IалайхIу ва салам» («Аль-Баваис фи Инкар иль-Бидаи валь-Хавадис»).

Шейхуль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфуссалихь) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается».

Ибн Хаджар аль-Хайтами: «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха, которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка, соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, и его восхваление…» («Аль-Фатава аль-Хадисия»).

Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка, соллоЛлохIу IалайхIу ва салам. Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют».

Аль-Хафиз ас-Суюти сказал: «При проведении мавлида собираются люди, читают Коран, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, также готовится угощение. Проведение мавлида таким образом – одобренное Шариатом новшество. Празднующие мавлид мусульмане получают вознаграждение (саваб), так как они совершают это для возвеличивания Пророка Мухаммада соллоЛлохIу IалайхIу ва салам, для того чтобы выразить свою радость».
Невозможно вложить всю основу, подтверждающую законность мавлида и иных благих деяний, в этом кратком обзоре. Но важно, что великие умы Ислама, наши предшественники похвально воспринимали и ясно понимали суть хадисов о новшествах. Они были людьми, имевшими не только глубокие познания в религии, но как один из плодов полученных ими знаний – и крепким иманом. И это им позволяло держаться «верви Аллаха»!

Составитель: Сардалов Д.