Памятка для молящегося

Намаз, как известно, является одним из столпов Ислама, отражающего, соответственно, одну из важных постулатов этой религии. Намаз есть благо, данное Творцом для своего творения, так как, образно говоря, совершающий молитву получает право общения со своим Творцом, с тем, Кто ведает тайное и явное. И как же прекрасно, когда молящийся, соблюдая установленные правила, понимает то, что читает из Корана и Сунны в своём намазе. Не просто заученный текст, а чтение с пониманием смыслов.

Раньше в годы Советов мало кто из молящихся знал доподлинно смыслы той же «Фатихьи», но их стремление исповедовать свою религию с надеждой на милость Аллаха, достойна высшего уважения, так как они жили во времена, когда в стране царила богоборческая власть. И помышлять не могли тогда о том, что можно было бы свободно изучать религию, просто открыто прилюдно, например, совершать зикр или читать Коран. Поэтому, на нас обязанность не забывать то, какое благо нам даровал Всевышний, дав свободу без опаски исповедовать свою веру.

Я попытаюсь по волу Аллаха рассказать о том, какой смысл вложен в суру «аль-Фатихьа» и «Аттахьият».

аль-Фатихьа:

О достоинстве этой суры есть не мало хадисов и высказываний улемов. Она, кроме того, что передаёт фундаментальные принципы Ислама, ещё и является целебной. Абу д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передает следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сура «Аль-Фатиха» отличается от всех сур священного Корана. Если поставить ее на одну чашу весов, а на другую чащу весов поставить остальной Коран, то сура «Аль-Фатиха» окажется тяжелее в семь раз».

В хадисе Къудси, (а это такой вид хадиса, который передаёт то, что внушил Аллах Пророку, мир ему и благословение, и отражены словами Его Посланника):

«Аллах Всевышний сказал: «Я разделил поровну молитву между Собой и Моим рабом, и будет Моему рабу даровано то, о чём он попросит»». И далее Пророк ﷺ сказал: «Так читайте же её!

И когда раб Божий скажет:

(Альхьамду Лиллах1и Раббиль-Iаламийн) «Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров», Всевышний говорит: «Мой Раб воздал Мне хвалу».

Когда раб скажет:

(аРрохьманирРохийми) «Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в День Суда», Всевышний говорит: «Мой раб поблагодарил Меня».

Когда раб скажет:

(Малики явмиддин) «Аллах один – Властелин Судного дня – Дня расчёта и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День», Господь говори: «Мой раб восславил Меня, и этот аят будет принадлежать Мне и Моему рабу».

Когда раб Божий скажет:

(Ийяка наIбуду ва ийака настаIийн) «Тебе одному мы поклоняемся и лишь к Тебе о помощи взываем», Аллах говорит: «Этот аят между Мною и Моим рабом, и Я непременно дам то, что он просит».

Когда раб скажет:

(ИхIдинассыротIаль-мустакъийм. СыротIальллядзийна анIамта IалайхIим, гIойриль-магIдIуби IалайхIим ва ладдолийн) «Веди нас прямым путём, путём тех, которых ты осчастливил верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути», Всевышний говорит: «Это – Моему рабу, и будет даровано Моему рабу то, чего он просит»».

Этот хадис передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, приводится в Сахьихье Ибн Хиббана.

Хотелось бы уточнить одну деталь. Аят: (Ийяка наIбуду ва ийака настаIийн). В нём акцентируется внимание на исключительность того, что мольба, вопрошание обращается только ко Всевышнему. Если это было было бы не так важно, то, если бы Аллах не желал бы, чтобы мы акцентировали своё внимание на тонком моменте, что отражает Единобожие, то личное местоимение «Ка» было бы поставлено после соответствующих глаголов (наIбудуКА настаIийнуКА). Но нет! Всевышний утверждает и в этом аяте важность Единобожия, расстановкой слов в этом аяте показывая нам это.

(араб.  — Открывающая) — первая сура Корана. Сура ниспослана в Мекке.  Состоит из 7 аятов. Как известно, это первая сура по порядку расположения в Коране и первая сура, ниспосланная полностью. Её ещё называют «Матерью Книги», то есть Корана.

Сура начинается с «Басмаля», то есть с- БисмиллахIиРрохьманиРрохьийм (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Согласно истории, мекканские язычники не хотели признавать формулы «ар-Рахьман, ар-Рахьийм». Почему? Дело в том, что язычники не отрицали Аллаха, но не призванли Его некотрые сыфаты. И произносили свою формулу — «бисмикАллахIумма»(«во имя тебя, о Аллах!»). в частности, свои договоры они предваряли вышесказанной фразой. И им было в новнку добавление фразы — «ар-Рахьман, ар-Рахьийм».

Во время заключения Худайбийского мира с мекканцами пророк Мухаммад, мир ему и благословение, был первым, кто использовал формулу «БисмиллахIиРрохьманиРрохьийм». Этим самым Посланник Аллаха, мир ему и благословение, подчёркивал суть той религии, с которой он пришел человечеству. А именно: что она является религией милости и милосердия Творца по отношению к Своим творениям. Ведь сказано в Коране: «Я не послал тебя, кроме как милостью для миров» (сура «аль-Анбияъ», аят 107).

Смысловой перевод «Басмаля» таков: во имя Аллаха Милостивого ко всем и Милостивого к верующим в День Суда.

ТашаххIуд:

Одной из основных частей исламской обязательной молитвы является ташаххIуд. Ташаххуд (араб. — свидетельство) или ат-Тахьият (араб.— приветствие).

Прежде чем рассказать о смысле его, надо упомянуть его предысторию.

Известно, что намаз был предписан умме в ночь миIраджа, ночь вознесения, когда Пророк (мир ему и благословение) увидел и общался со Всевышним, без посредников.

Мы, мусульмане верим, что вознесение Пророка, мир ему и благословение) было телом и душой, и это – чудо. В эту ночь Всевышний установил 5-кратный намаз для своей уммы.

Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Усладой глаз моих была сделана молитва». Это означает, что самым лучшим и любимым деянием для Пророка, мир ему и благословение, был намаз, и в нем он находил покой.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, поднявшись выше сидратуль мунтахIа в ночь вознесения, скрылся в облаках нура. Там ангел Джабраил остановился. Когда Пророк, мир ему и благословение, собрался идти дальше, Джабраиль сказал ему: «Приветствуй (т.е. восхваляй) Аллаха».

Надо пояснить тут, что сидратуль мунтахIа – это лотосовое  дерево на седьмом небе возле Престола (Iарша) Аллаха. В хадисе, переданном Ибн Iаббасом и Кабом, радыйаллахIу IанхIум, говорится: «Сидратуль-МунтахIа – это дерево, растущее под Iаршем, и знание ангелов, пророков и алимов в конечном счете достигает этого дерева. Все, что находится за этим деревом, является гIайбом (неведомое, скрытое и невозможное познать творениями), никто не знает этого, кроме Аллаха».

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аттахийятуль мубаракату ссалявату ттIаййибату лилляхI» (Все приветствия, благословения, молитвы и хорошие деяния — Всевышнему Аллаху). Тогда Всевышний приветствовал его: «Ассаляму Iаляйка аййюхIа набиййю ва рахьматуллаIхи ва баракатухIу» (Салам тебе, о Пророк, блага Аллаха и Его Милость).

Пророку, мир ему и благословение, захотелось, чтобы этот салам охватил всех праведных людей, и он сказал: «Ассаляму Iаляйна ва Iаля IибадилляхIи ссалихьийн» (Да благословит Аллах нас и всех праведных рабов Аллаха).

Тогда все обитатели небес (ангелы) прочитали шахIаду: «АшхIаду алля илахIа илляллахIу ва ашахIаду анна Мухьаммадан расулюллахIи».

Всевышний одарил Пророка, (мир ему и благословение), тем, что не было даровано прежним Его Посланникам. Ведь чудо перенесения и вознесения Пророка, мир ему и благословение, является в его жизни одним из самых великих чудес. Это событие есть великое утешение Пророку, мир ему и благословение, так как оно произошло после периода тяжелых событий в его жизни, это и сопротивление мекканцев его миссии, усмешки и издевательства, что он переносил, это и ситуация в городе Таиф, и смерти дяди Пророка, мир ему и благословение, Абу Талиба и Хадиджи. Не зря все эти события прошлого получили название «год печали».

В мазхабе имама аш-Шафии принят вариант ташаххIуда, взятый из достоверного хадиса, переданного от Ибн Аббаса и приводимого в сборниках имамов Малика, Муслима, Ахмада, ибн Хузайма, ибн Маджа, Абу Дауда, ан-Насаи и других.

Текст ташаххIуда может немного различаться в разных мазхабах, но все варианты взяты из хадисов.

Важность ташаххIуда

Произнесение первого ташаххуда является обязательным (ваджиб) в ханафитском мазхабе, и поэтому, если по каким-то причинам этот ташаххIуд не был произнесен, следует совершить суджуд ас-сахIв (суджуд по забывчивости). Преднамеренный отказ от произнесения этой молитвы является деянием, близким к запретному (тахьрийман макрухI).

Такого же мнения придерживаются в маликитском и ханбалитском мазхабах. Согласно маликитскому, шафиитскому, ханбалитскому мазхабам первый ташаххуд во всех намазах, кроме утреннего, является сунной. В ханафитском мазхабе первое сидение и чтение при этом ташаххIуда является обязательным (ваджибом). Второе сидение при чтении ташаххIуда, согласно всем мазхабам, является обязательным.

Составитель: Сардалов Д.