ПУТЬ СЕРДЦА. УТЕШЕНИЕ В ВЕРЕ. ЧАСТЬ II

Отрывок из книги Османа Нури Топбаша «ПУТЬ СЕРДЦА»

Во всем с нами происходящем есть великий смысл. Если человек умеет не менять своего умиротворенного, светлого, духовного состояния при любых обстоятельствах, то это значит, что из всего, из любых жизненных ситуаций он может извлечь для себя пользу.

УТЕШЕНИЕ В ВЕРЕ. ЧАСТЬ II

Столкнувшись даже с самым незначительным препятствием, самолюбивый и возгордившийся человек не способен спокойно анализировать ситуацию, он принимается роптать на судьбу и затаивает на Всевышнего обиду, говоря: «Мой Господь меня не ценит». Между тем, любое состояние, любая ситуация, как и хлеб насущный, определенный ему, являются предметом испытания. Терпение, проявленное человеком, не пройдет для него даром и непременно станет причиной обретения им духовных и материальных благ. Не следует чрезмерно радоваться или горевать ни по какому поводу. При любых обстоятельствах важны ровное поведение и душевное равновесие. Будущее человеку неведомо, не дано ему также знать, что скрыто во всем с ним происходящем: благо или зло. Оценивая ситуацию, в основном человек опирается на чувства. Что для него несет та или иная жизненная ситуация, выяснится, возможно, лишь в итоге, точного знания у человека нет. Истинное знание только у Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Истинная ценность любого дела измеряется по его итогам» (Бухари, «Кадр», 5; «Рикак», 33). Всевышний Аллах призывает людей задуматься над этим: «…Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (Сура «аль-Бакара», 2 / 216).

Мусульманин, внимательно относящийся к происходящему, понимает, что оценивать ситуацию только с внешней стороны неправильно. Со временем откроется истинная суть произошедшего. Лучшего примера, чем кораническая история, рассказывающая о встрече Мусы (мир ему) и Хизира (мир ему), не найти. Мусу (мир ему) расценивает как неблагодарность то, что Хизир (мир ему) делает пробоину в дне лодки, на которой их, не взяв за это платы, доставляют на другой берег. Однако через некоторое время становится ясно, что его поступок был благим: правитель тех мест силой забирал лодки у владельцев. Хизир (мир ему), зная об этом, спас имущество бедных людей, и после небольшого ремонта они снова смогли зарабатывать на хлеб насущный, перевозя на своей лодке людей.

В запретах и предписаниях Всевышнего содержится множество тайных смыслов. Тем, кому эти смыслы открываются, трудности становятся нипочем. Один из примеров тому есть и в истории Ислама. Худайбийское перемирие, на первый взгляд, было против мусульман: сильная сторона (верующие) признавала свое поражение. Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не хотели с этим соглашением мириться. Однако последующие события показали, что поражение на деле обернулось победой. Во время перемирия открылись возможности для широкого призыва к Исламу, и распространение религии приобрело значительные масштабы. Мусульмане смогли, не таясь, призывать к Исламу мушриков, а те верующие, которые про тем или иным причинам вынуждены были скрывать свою веру, получили возможность заявить о ней открыто. Мекканцы больше узнали о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), о его духовных состояниях, об образе жизни, о чудесах, о его несравненной нравственности и обыкновенном покое, который испытывается верующим, следующим по Истинному пути. Таким образом, в течение двух лет людей, принявших Истину, стало больше, чем за предыдущие девятнадцать. В Худайбию пришло 1400 мусульман, через два года в Мекку вернулось 10 000, по другому источнику, вместе с теми, кто примкнул к армии на пути в Мекку, верующих было 12 000 человек (Хайсами, 6, 170; Ибн Хишам, 3, 372).

Состояние безусловного принятия всего, что идет от Аллаха, состояние рады, хранит в себе множество духовных открытий. Боль от несчастий и потрясений бывает настолько острой и пронзительной, что человек, замыкаясь на себе, перестает видеть разноцветный, прекрасный мир и чувствует себя несчастным, обделенным, забытым. Между тем, человек живет, словно плавая в бесконечном океане благ, им незамеченных. Видеть жизнь во всей ее необъятности — значит суметь подняться от физического уровня, уровня тела, к вечности, до уровня духа, какие бы трудности и несчастья не вплетались в судьбу каждого из нас. Предположим, что человеку, страдающему неизлечимой болезнью, нужно отдать в обмен на исцеление все свои богатства. Человек не станет думать ни минуты. Можно себе представить, какова будет реакция человека, которому будет предложено в обмен на несметные богатства лишиться обоих глаз. Только в таких экстремальных ситуациях начинаешь понимать ценность того, чем обладаешь с рождения. Между тем, благ в жизни человека во много раз больше, чем несчастий, при этом и в несчастьях для человека скрыты блага. Всевышний Аллах говорит в аяте: «… Но мало кто из Моих рабов благодарен» (Сура «Саба`», 34 / 13).

Во всем с нами происходящем есть великий смысл. Если человек умеет не менять своего умиротворенного, светлого, духовного состояния при любых условиях, то это значит, что из всего, из любых жизненных ситуаций он может извлечь для себя пользу. В испытаниях больших и малых Всевышний Аллах скрыл самые невероятные для человека блага.

 

Книга одобрена и рекомендована Духовным управлением мусульман Чеченской Республики

ТРК «Путь»